Я так часто слышу этот вопрос «Почему же я не могу выучить английский?». А вот далее чаще всего идет перечисление в виде оправданий «ведь я смотрю фильмы, читаю книги, хожу на курсы, учу его 100500 лет и так далее».

Действительно, почему? Ведь человек, кажется, делает все от него зависящее, а прогресса нет. Знакомая ситуация?

Тогда ответьте на три простых вопроса, пожалуйста.

  1. Для чего вам необходимо знать английский?
  2. Сколько вы уделяете времени практике языка КАЖДЫЙ день?
  3. Говорите ли вы по-английски?

Ответили? А теперь давайте вместе.

ЗАЧЕМ?

Это вопрос целеполагания, вопрос самомотивации. Вы, во-первых, определяете тот уровень английского, который вам обязательно необходимо достичь. Во-вторых, вы для самих себя обязательно определяете занятия как «полезные, нужные, необходимые», как бы ставите тэг #важное для своего локуса. Согласитесь, никто не сможет замотивировать вас лучше вас самих.

Чаще всего люди называют три цели для изучения языка:

  • для общения с иностранцами во время путешествий;
  • для общения с коллегами-иностранцами;
  • для себя (читать в оригинале, понимать тексты песен, смотреть фильмы в оригинале).

Первые две цели – сильные. Они конкретные, следовательно, понятные и достижимые. Мы можем четко определить необходимый уровень языка для повседневного общения в рамках выполняемой нами работы. Мозг охотно принимает эту цель и выстраивает конкретные задачи для ее достижения: записаться на курсы, выучить слова, повторить грамматику и так далее. И в конце мы способны оценить наш прогресс хотя бы на уровне «раньше я не мог понять ничего, а сейчас понимаю что-то». Такая оценка запустит следующую фазу, основанную на желании человека совершенствоваться и освоить то, что пока освоить не получилось. Человеку свойственно стремление расти и развиваться, быть лучше, умнее, красивее, человеку нравится соревноваться и сравнивать.

Цель «для себя» - слабая. Она абстрактная и поэтому воспринимается мозгом как текущая задача, ей присваивается тег #желательно_но_не_обязательно, к ней можно вернуться позже, поэтому мотивация на достижение цели гораздо слабее, что ведет к меньшему прогрессу.

Следующий вопрос  - СКОЛЬКО?

Это вопрос вашей лени. Да-да, именно лени. Человек ленится по разным причинам, это защитный механизм вашего организма от перегрузки. Да, сейчас мы меньше перегружаем себя в физическом плане, мы чаще коротаем дни за монитором компьютера в офисе, однако, это не значит, что мы меньше устаем. Поток информации, который ежедневно человек получает из разных источников уже давно перешел все границы разумного, мы думаем постоянно, постоянно ведем внутренний.

 Это очень плохо, так как для изучения языка необходим именно тот ресурс, который больше всего страдает от информационной перегрузки  - наш мозг. Учить язык нужно КАЖДЫЙ день, БЕЗ выходных, 365 дней в году. Любой перерыв выбивает вас из рутины, дает вам возможность лениться, что чаще всего ведет к очень медленному прогрессу или вообще к полному прекращению занятий.

Что делать? Решение простое - переводить свои источники на английский язык. Вы не будете получать меньше информации, но вы будете получать ее в другой форме. Это банально, но в настройках своих соцсетей выберите английский язык как основной, переведите свой смартфон на английский интерфейс, отдайте предпочтение английскому радио и телевидению, сделайте подборку любимых англоязычных песен для ваших ежедневных физических тренировок. Заставляйте свой мозг работать так, как нужно вам.

Бросайте вызов себе, испытывайте себя: заведите ежедневник, в который каждый день вы будете записывать результаты осмысленной работы над языком (5 новых слов из книги, которую вы читаете; крутую фразу из песни, которую вы услышали; идиому или крылатую фразу), а через 30 дней подведите итог, и вы увидите насколько вы продвинулись вперед.

И наконец последний, но не менее важный вопрос – ГОВОРИТЕ ли вы?

Учить правила и слова важно, но это все БЕССМЫСЛЕННО если вы не говорите. А как же интроверты, спросите вы меня, или люди, которые хотят просто смотреть любимые фильмы, читать любимые книги, слушать любимые треки, но в оригинале и понимать про что там говорится. Что делать им, если они НЕ хотят разговаривать с другими людьми?

Но разговор – это вовсе не прихоть учителей, это необходимость, обусловленная человеческой физиологией. Если не вдаваться в дебри теории, в нашем мозге происходят очень сложные процессы и почти все они, начиная от формирования идей и заканчивая памятью тесно связаны с речью, если еще проще, то для того, чтобы выучить что-то вы должны это проговорить у себя в голове. ПРОГОВОРИТЬ. Вам не нужен собеседник. Чтобы учить язык вы ДОЛЖНЫ говорить, хотя бы сами с собой. Да, это звучит абсурдно и возможно странно, но это первый шаг. Вы должны проговаривать слова, читать вслух, петь, переводить. Вы должны делать это и вслух и про себя и делать это постоянно, потому что именно так вы создаете для себя иноязычную среду, приучаете свой мозг не «пугаться» чуждого для него кода – другого языка.

Подводя итог, я бы искренне хотела пожелать вам разобраться с этими тремя вопросами, и, если вы ответите себе честно и направите свои усилия в нужное русло, поверьте, вы вскоре поймаете себя на мысли, что вы больше не спрашиваете себя «почему я не могу выучить английский язык».

Анна Ильенко,

методист, преподаватель английского языка.